Взлётная полоса автомобиля. Часть первая: неполный вперёд

Автоплан (Curtiss Autoplane) – первый летающий автомобиль из 1917 года (фото aerofiles.com).

История летающих автомобилей началась почти 90 лет назад. За это время только в США было выдано более 80 патентов. На самом деле, некоторые из летающих машин реально поднимались в воздух и неплохо ездили по дорогам. Они были, но их нет – почему?

После того, как мы рассказали о настоящем времени летающего автотранспорта и, в некотором смысле, о его будущем, логичным представляется заглянуть в прошлое. Там было немало интересного.

Строителем первого в мире летающего автомобиля принято считать американца Глена Кёртиса (Glenn Curtiss). Его автоплан (Curtiss Autoplane) появился в 1916-м, а первые испытания прошли в революционном 1917 году.

Смотреть страшно на этот алюминиевый четырёхколёсный «самовар»: трёхуровневые крылья размахом более 12 метров, четырёхлопастный пропеллер, рассчитан на троих. Трудно представить, как этот автоплан ездил. Вероятно, «оперение» всё-таки снималось.

Летающая машина Кёртиса хороша ещё и тем, что хотя и была первой, никого не убила. В отличие от последующих моделей (фото ralphcooper.20m.com).

Правда, он и летал неважно: совершил несколько коротких перелётов и всё. В общем, как и положено первому блину, его задачей было продемонстрировать концепцию, и он с ней справился. Хотя бы потому, что в 1920-м автопланом заинтересовался Генри Форд (Henry Ford).

Автопромышленник даже выделил деньги на исследования, появился проект «Flying Flivver» («Маленький дешёвый летающий автомобиль»), но отказался от идеи после того, как во время испытаний опытного образца погиб его друг.

«Стрелобиль» Вальдо Ватермана сгубило отсутствие денег на развитие (фото aerofiles.com).

Тем не менее, в 1930-х ещё несколько изобретателей обнародовали свои собственные версии автопланов и получили грант от тогдашнего президента США Рузвельта (Franklin Roosevelt), что обеспечило финансирование для экспериментов.

ConvAirCar, во всяком случае, сохранила автомобильный облик (иллюстрация aerofiles.com).

Следующим знаковым годом в истории летающих машин стал 1937-й. Именно тогда Вальдо Ватерман (Waldo Waterman) явил миру «Стрелобиль» (Arrowbile) — гибрид самолёта и автомобиля Studebaker. Собственно, компания Studebaker и финансировала изобретателя.

Трёхколёсный «Стрелобиль» так же, как и автоплан, имел пропеллер в тыловой части. Машина была оснащена обычным двигателем Studebaker на 100 «лошадей», а на приборной панели красовались компас, высотомер и индикатор лётной скорости.

Крылья положено было отделять для хранения в аэропорту. Позднее Ватерману пришлось закрыть проект, потому что Studebaker прекратила финансовую поддержку, ссылаясь на чрезмерные затраты. Летал ли «Стрелобиль»? Вроде да, но недолго.

Казалось бы, и в небе, и на земле ConvAirCar чувствует себя неплохо. Однако проект разбился в буквальном смысле (фото aerofiles.com).

В 1940 году компания Consolidated-Vultee (она же Convair) берётся за проект аэрокара (ConvAirCar) – это двухдверный седан со съёмной самолётной частью. На этот раз автомобиль – действительно автомобиль, да и приставной самолёт выглядит внушительно.

ConvAirCar дебютировал в 1947 году. Он пролетал один час и показал, что на 72 километра расходует галлон горючего. Как бы нормально. Convair уже собралась выбросить машину на рынок или же всучить военным, но во время третьего полёта произошла катастрофа, которая и похоронила проект.

Примерно в то же время, в 1946 году дальний родственник изобретателя паровой машины Роберт Фултон (Robert Fulton) берётся за создание «Летающей амфибии» (Airphibian). Он твёрдо решил, что вместо адаптации автомобиля к небу нужно приспособить к дороге самолёт.

А вот и домохозяйка, собирающая «Летающую амфибию» за 5 минут (фото prairie.org).

Крылья и секция хвоста самолёта снимались, а пропеллер складывался внутри фюзеляжа. Имелся шестицилиндровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, «Амфибия» могла лететь со скоростью 120 миль в час и ехать на 50 милях в час.

О преобразовании самолёта в авто и наоборот Фултон говорил, что «домохозяйка может сделать это одна за пять минут».

Airphibian стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — предшественника FAA (Federal Aviation Administration).

Роберт Фултон сразу решил, что нужно делать автомобиль из самолёта, а не наоборот (фото aerofiles.com).

Однако, несмотря на очевидный успех летающей машины, Фултон не сумел довести её до массового производства — не удалось найти деньги.

Таким образом, как мы видим, первые летающие автомобили действительно летали, только вот разбивались, если не о землю, то об отсутствие финансов.

Во всех проектах присутствовали сменные самолётные детали и аэропорт. А отсутствовало, само собой, то, что называется VTOL (Vertical Takeoff and Landing — вертикальные взлёты и посадки). Мысли такие, правда, уже возникали. В следующей части мы подробно расскажем о других ярких представителях автоавиации, последователи которых не остыли и по сей день.

Продолжение следует.



Летающие автомобили поднимутся в небо в 2006 году

27 мая 2003

Газотурбинный ранец: монокоптер Андреаса Петзольдта

13 мая 2003

Подводные самолёты. Часть вторая: быстрые приводнения

31 марта 2003

США испытает в Ираке ранцевый самолёт

25 марта 2003

Беспилотные бомбардировщики прошли первые испытания

6 марта 2003
  • Все кто в течении века старались создать летающий автомобиль достойны уважения. Но почему ,как говорится, дело не пошла. Да потому что сама идея постепенно сошла на нет. Кому нужен гибрид посредственного автомобиля и такого же самолёта.
    ОтветитьНравится