Взлётная полоса автомобиля. Часть вторая: «Аэрокар» Молта Тейлора

«Аэрокар» Молта Тейлора был, пожалуй, самым успешным из всех летающих автомобилей (фото richard-seaman.com).

Вряд ли мы ошибёмся, если заявим, что «Аэрокар» Молта Тейлора является самой известной из представителей описываемого класса летающих машин. Хотя Тейлор сам был продолжателем дела, многие считают себя именно его последователями.

Действительно, Молтону Тейлору (Moulton «Molt» Taylor) повезло намного больше, чем его коллегам, о которых мы рассказывали в предыдущей статье. Притом, что умер он относительно недавно — в 1995 году, за свою жизнь он успел фактически позагорать в лучах славы.

И, надо сказать, заслуженно. Массированную рекламу проекту по телевидению, радио и в газетах он пробивал лично и своего добился. К тому же, его «Аэрокар» (Aerocar) летал совсем неплохо, никого не угробил, за что и занял почётное место в авиационном музее. Но обо всём по порядку.

Уже в юности Тейлор сходил от авиации с ума. Он был одарённым инженером, но с летающим транспортом столкнулся не сразу. В 1942 году Тейлор служил на флоте и стал первым человеком, который успешно отправил в цель ракету «земля-земля», а ещё через год участвовал в создании первого поколения крылатых ракет.

Молтон Тейлор с «Аэрокаром» и его моделью (фото fiddlersgreen.net).

После войны Молт занялся у себя дома строительством самолётов-амфибий, спортивных планеров и тому подобного. Но в 1946 году, закупая запчасти для своего очередного самолёта «Утёнок» (Duckling), Тейлор буквально врезается в Роберта Фултона, о «Летающей амфибии» (Airphibian) которого только что опубликовал статью журнал Life.

Будущий создатель «Аэрокара» в тот момент был увлечён фултоновским воплощением мечты о крылатом автомобиле, тем более, что именно его впервые в истории официально признало Управление гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration — CAA). Тогда Тейлор ещё не знал, что вторым номером CAA сертифицирует именно его машину.

«Я видел, как это летает, как сбрасываются крылья, хвост, и получается автомобиль», — вспоминал позднее Тейлор. – И я подумал, это хорошая идея, но я могу добиться большего успеха".

Думая о совершенствовании «Амфибии», Тейлор рассуждал примерно так: если смысл летающего автомобиля в том, чтобы у человека была свобода передвижения, то хранить компоненты для полёта в аэропорту — не оптимальное техническое решение.

Третью модель «Аэрокара» Тейлора в настоящее время можно увидеть в музее. И не только третью (фото homepage2.nifty.com).

Он придумал возить всё это хозяйство с собой: крылья, хвост, и тыловой пропеллер, по его проекту, грузились в буксируемый автомобилем трейлер. В 1949 году строительство «Аэрокара» началось.

Чтобы уменьшить вес, Тейлор сделал кузов автомобиля из стекловолокна, а поскольку тыловые колёса использовались для приземления, принимали удар на себя, в «Аэрокаре» использовался экзотический по тем временам передний привод.

Самой сложной задачей было связать установленный спереди машины 180-сильный двигатель Lycoming с пропеллером на самом хвосте, но, помучившись несколько месяцев, Тейлор с ней справился. Годом рождения «Аэрокара» принято считать 1956 год — Taylor’s Aerocar Incorporated выпускает опытный образец первой из четырёх моделей своей летающей машины.

Вместе с женой Тейлор налетал на своей машине сотню часов (фото strangebirds.com).

В самом начале 1960-х у компании Тейлора появляется первый покупатель. Это популярный актёр Боб Каммингс, ведущий на телевидении своё «The Bob Cummings Show», в котором «Аэрокар» с этого момента регулярно появляется.

Кстати, жёлто-зелёная расцветка «Аэрокара» объясняется просто — это фирменные цвета NutraBio, производителя витаминов, спонсировавшего вышеназванное телешоу.

Каммингс был звездой, дамским угодником, но ещё и слыл храбрым пилотом. Как впоследствии выяснится, он являлся единственным хозяином чудо-машины, использовавшим покупку по назначению: Каммингс часто летал на своём «Аэрокаре» в Палм-Спрингс, Калифорния, и брал с собой пассажиров, среди которых была и Мэрилин Монро.

Актёр Боб Каммингс сыграл заметную роль в судьбе «Аэрокара» (фото fiddlersgreen.net).

Сам Тейлор, убеждённый в том, что за летающими автомобилями будущее, провёл на телевидении довольно много времени. Его любимым эфиром сталось шоу «У меня есть секрет» («I’ve Got a Secret»), в ходе которого Тейлор отвечал на вопросы группы людей с завязанными глазами.

Во время беседы Тейлор вместе с помощником превратили автомобиль в самолёт. На сборку ушло три минуты. Благодаря массированной рекламе, лицензии CAA и отсутствию аварий, дело, казалось бы, пошло.

В 1961 году один «Аэрокар» покупает орегонская радиостанция KISN, чтобы информировать слушателей о ситуации на дорогах. Позднее удаётся найти ещё четверых покупателей, но ни один из них так и не стал летать. Например, владелец сети закусочных из Иллинойса выставил «Аэрокар» на обозрение ради рекламы.

Тем временем, Тейлор договаривается с компанией Ling-Temco-Vought о массовом производстве: можно было построить тысячу «Аэрокаров» примерной стоимостью $8,5 тысяч, при условии наличия 500 предварительных заказов.

«Аэрокар» в дорожном виде выглядит, как симпатичная машинка с футуристическим прицепом (фото goldenwingsmuseum.com).

Вдохновлённый перспективой Тейлор бросился собирать заказы, и через две недели у него было 278 депозитов по тысяче долларов каждый. Он отправил деньги Ling-Temco-Vought, но недостающие 222 заказа так и не поступили — сделка сорвалась.

Нужно отметить, что в то время «Аэрокар» никак не мог конкурировать в цене с обычными автомобилями – он стоил в 20 раз дороже средней машины. Впрочем, подобное соотношение сохранилось и по сей день, достаточно вспомнить Пола Моллера, оценившего первый Skycar в миллион долларов.

Следующий шанс выйти в массы у летающего автомобиля появился только спустя девять лет — в 1970-м уже третью модель «Аэрокара» с интересом рассматривала Ford Motor Company.

И в 2002 году на авиашоу первая модель «Аэрокара» собирала толпы любопытных (фото popularmechanics.com).

Тейлор встречается с вице-президентом компании Дональдом Петерсеном (Donald Petersen) и катает его как по воздуху, так и по земле. Он надеется сделать «по крайней мере, следующий шаг или два в исследованиях возможностей» своей машины.

Но в августе того же 1970-го на фоне нефтяного кризиса и возросшего импорта японских автомобилей интерес компании Форда сходит на нет. Вдобавок ко всему, Петерсен не хочет, чтобы публика думала о несерьёзности компании в связи с «безрассудным устройством».

Что касается безрассудства, то как раз в начале 1970-х было достаточно его примеров: Некто Леланд Брайен (Leland Bryan) построил аналогичный тейлоровскому летающий автомобиль, только пропеллеры крутились и в воздухе, и на земле. В 1974-м Брайен разбивается на своём Roadable III в лепёшку.

В 1973 году Генри Смолински (Henry Smolinski) строит машину ConVaii-Car, приделывая двигатель Cessna Skymaster к автомобилю Ford Pinto. Крылья разваливаются при первом же испытательном полёте, отправляя на тот свет Смолински и его пилота.

Если бы не нефтяной кризис и японские автомобили, кто знает, может быть «Форд» и взялся бы за выпуск летающих машин Тейлора (фото aerocar.com).

И тем не менее, вдова Молта, Лиллиан Тейлор (Lillian Taylor), и по сей день убеждена, что летающий автомобиль её мужа был превосходной идеей: «Мы часто использовали его, летали на лодочные гонки в Сиэтл и наблюдали их с неба. Мы могли парковаться в местах для мотоциклов».

Всего компания Тейлора произвела на свет пять «Аэрокаров». Последние модели развивали в воздухе скорость более 120 миль в час (около 190 км/час), а по земле они двигались не медленнее тогдашнего типичного автомобиля.

Молтон Тейлор прожил 83 года. После себя он оставил ученика, который продолжает дело – строит «Аэрокар» на базе современного спортивного автомобиля. Несколько энтузиастов пытаются заниматься тем же, причём кое-кто даже создаёт летающий мотоцикл со съёмным «оперением». О них-то мы и расскажем в следующей части.

Продолжение следует.



Взлётная полоса автомобиля. Часть первая: неполный вперёд

2 июня 2003

Летающие автомобили поднимутся в небо в 2006 году

27 мая 2003

Газотурбинный ранец: монокоптер Андреаса Петзольдта

13 мая 2003

Подводные самолёты. Часть вторая: быстрые приводнения

31 марта 2003

США испытает в Ираке ранцевый самолёт

25 марта 2003