Битва автомобилей оставила единицы в гонке за миллионами

На конкурс были представлены аппараты, чья внешность колебалась от вполне привычной до экзотической. Победу, впрочем, такого рода конструкциям присуждают не за облик (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

Автомобиль, способный при удивительной экономичности оставаться хотя бы с натяжкой практичным, без всяких оговорок безопасным, при этом серийным и стоящим более-менее разумную сумму, – это уже реальность. Такой тезис доказали на практике претенденты на разделку $10-миллионного призового фонда, столкнувшиеся нос к носу в состязании экологичных машин.

Соревнование Progressive Automotive X PRIZE близится к завершению. Его устроители из фонда X PRIZE в партнёрстве со специалистами издания Consumer Reports провели команды через настоящее горнило испытаний.

Конкурс состоял из нескольких этапов, в ходе которых проверялось многое. В частности, соответствие машин требованиям безопасности, умение автомобилей эффективно разгоняться и быстро тормозить, совершать резкие аварийные манёвры на трассе и так далее.

Множество соискателей приза оказались вычеркнутыми по самым разным причинам. Кто-то не прошёл экспертную оценку конструкции и подготовки к производству, кто-то банально не смог пройти «переставку» или тест на разгон, а кто-то выбыл из соревнований после поломки.
Некоторые автомобили при малом расходе топлива всё же «вывалились» за границу по общему «углеродному следу» (как оранжевая «камбала» Tango (внизу) – даром что электромобиль). И немало аппаратов просто не преодолели знаковую планку экономичности в 90 MPGe (2,61 литра на 100 км). А ведь устроители намеренно опустили её пониже, хотя победитель должен будет в итоге достигнуть расхода энергии (горючего) не хуже круглых 100 MPGe (2,35 л/100 км) (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

Судьи учитывали и экономические показатели проектов. По замыслу фонда, все машины-конкурсанты должны быть подготовлены к промышленному производству с более-менее вменяемой себестоимостью: единичные «золотые» самоделки без шанса на серийный выпуск изначально оставались за бортом.

На каждом уровне битвы число претендентов на призовые миллионы резко сокращалось. Напомним, что начиналось всё со 111 команд и их 136 машин, заявленных на старт более года назад. Но до финального этапа, который прошёл в эти дни на овале Michigan International Speedway, добралось лишь 12 команд с 15 автомобилями, а удачно выступили в нём только девять «повозок» от семи компаний.

Устроители состязания провели его на высоком профессиональном уровне, благо запаслись горой высокоточной измерительной аппаратуры (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

Разумеется, расход горючего или электричества в разных режимах движения, уровень выхлопа CO2, максимальный пробег без пополнения бака или батареи — были главными показателями. Именно с проверки последнего параметра начался финал, разбитый на несколько дней соревнований с разными задачами.

Соискатели приза из основного класса Mainstream (4 колеса и не менее четырёх пассажиров) должны были проехать без заправки/зарядки не менее 320 километров, а из класса Alternative (двух- или трёхместные аппараты с 2-4 колёсами) — не менее 160 км. Кстати, «Альтернатива» в свою очередь была поделена на два субкласса — с тандемным (в затылок) и параллельным (бок о бок) расположением сидений.

После всех сражений в «Мэйнстриме» осталось «в живых» только две машины, и обе — Very Light Car от американской команды Edison2. Тут нужно уточнить, что изначально от этой команды в состязании участвовали сразу четыре почти одинаковые внешне и по начинке конструкции. Однако пара «очень лёгких каров» в двухместном исполнении отсеялась, а четырёхместная модификация с тем же именем, тоже представленная двумя аппаратами, фактически победила в конкурсе, хотя формально это ещё не объявлено.

Все экземпляры Very Light Car от Edison2 сделали ставку на 250-кубовые одноцилиндровые турбированные моторчики мощностью 40 лошадиных сил. Но одними силовыми агрегатами они одолеть соперников не смогли бы. Просто весят эти машины примерно по 350 кило, а их коэффициент обтекаемости равен 0,15 (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

Интересно, что Very Light Car — единственная модель с ДВС (в данном случае потребляющая спиртовую смесь E85), которая увидела на горизонте манящий финишный створ. Все остальные аппараты, сумевшие пройти через тернии Automotive X PRIZE, — это электромобили. Ни гибриды, ни дизели, ни авто на экзотических видах горючего до финишной прямой не добрались.

Команда Edison2 фактически осталась единственным претендентом на $5 миллионов, положенных за победу в основном классе. Но и конкурс «Альтернатива» с тандемным расположением сидений (тут «светят» призовые $2,5 миллиона) тоже оказался полностью оккупирован парой близнецов. Это две «капли» E-Tracer, выставленные швейцарской командой X-Tracer.

E-Tracer в движении – закрытый электрический мотоцикл, но при замедлении и на стоянке у него выдвигается дополнительная пара колёсиков, на что уходит полсекунды.
Благодаря яйцеобразному кокону минимального для двоих седоков размера и низкому весу этот аппарат требует для движения с шоссейными скоростями менее 10 киловатт мощности, что и явилось залогом рекордного результата в данном соревновании (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

Данные двухколёсники представляют собой электрическую версию серийного бензинового кабинного мотоцикла Monotracer, выпускаемого компанией Peraves, которая собственно и создала для участия в X PRIZE свою команду.

(Любопытно, что Monotracer в электрическом облике обратился в ещё один диковинный аппарат по имени Zerotracer, на котором швейцарцы намерены обогнуть мир.)

И для команд, и для судей, и для самих автомобилей многочисленные круги «зелёной гонки» оказались непростым испытанием (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

В «Альтернативе» же с парой сидений, установленных бок о бок (такие конструкции сражаются за оставшиеся $2,5 миллиона), счастливыми финалистами стали пять машин.

Это Aptera 2e от Aptera, Wave II от Li-ion Motors, Alias от компании ZAP (все — из США), а также RaceAbout от RaceAbout Association (Финляндия) и TW4XP от одноимённой команды из Германии.

Сверху вниз. Aptera 2e – электрическая вариация давно нам знакомой машины. Выдающаяся даже на фоне нынешних соперников аэродинамика и лёгкий кузов – её сильные стороны. Зелёная «лягушка» Wave II – собственная разработка компании Li-ion Motors, не один год занимающейся конвертацией сторонних моделей в электромобили. А белый Alias зрители назвали самым стильным авто на конкурсе (фото John Shore, David Freers/X PRIZE Foundation, consumerreports.org).

Так как судьи должны были сравнивать аппараты с разными типами силовых установок, работающие на разном топливе, а также — просто от аккумуляторов, любой расход горючего или электричества переводился в эквивалентные мили на галлоне бензина (MPGe), «завоёванные» в комбинации городского и загородного циклов.

Ниже мы приводим показатели расхода, достигнутые в финале (в MPGe и литрах на 100 км). В случае участия в заездах двух экземпляров одной и той же модели приводится лучшее достижение.


  • Very Light Car — 100,3 (около 2,35);

  • E-Tracer — 197,1 (1,19);

  • Aptera 2e — 164,3 (1,43)

  • Wave II — 171,4 (1,37);

  • RaceAbout — 142,9 (1,65);

  • Alias — 121,8 (1,93);

  • TW4XP — 145,6 (1,62).

RaceAbout создан студентами Хельсинского политехнического института (Helsinki Polytechnic).

А вот электрический трёхколёсник TW4XP любопытен тем, что вместо привычного руля у него джойстики по бокам сиденья водителя. В конструкцию этого аппарата (пока лишь теоретически) создатели заложили добавку в виде велосипедных педалей – для расширения дальности пробега (фото David Freers/X PRIZE Foundation).

Чтобы уточнить расстановку сил, в рамках финала состоялась дополнительная проверка расхода топлива (энергии), но в том заезде нужно было одновременно экономить и ехать по возможности быстро. То есть претенденты должны были обойти соперников по сочетанию «рачительности» и скорости. Тут ещё не все данные опубликованы.

Впрочем, и сам нынешний этап, именуемый «Финалом», вопреки названию — не последний в календаре Progressive Automotive X PRIZE: оставшийся называется «Проверочным». В августе нынешнего года финалисты конкурса будут отправлены в национальную лабораторию Аргонн (Argonne National Laboratory), где пройдут ряд тестов на динамометрических стендах.

Только комбинация результатов от всех предыдущих стадий соревнования, прошедших «на открытом воздухе», и показателей стендовой проверки поможет хозяевам состязания вынести окончательный вердикт и официально объявить победителей в классах. Церемония награждения призёров состоится 16 сентября 2010 года в Вашингтоне.



Итальянские роботы-автомобили пересекут Евразию без водителей

26 июля 2010

Японцы выпустят электромобили со сверхбыстрой зарядкой

13 июля 2010

В США появится первый электрический хайвей

6 июля 2010

Мотоцикл-кокон без выхлопа обогнёт мир наперегонки

23 июня 2010

Лондон получил водородный чёрный кэб

8 июня 2010