
Автомобиль, способный при удивительной экономичности оставаться хотя бы с натяжкой практичным, без всяких оговорок безопасным, при этом серийным и стоящим более-менее разумную сумму, – это уже реальность. Такой тезис доказали на практике претенденты на разделку $10-миллионного призового фонда, столкнувшиеся нос к носу в состязании экологичных машин.
Соревнование Progressive Automotive X PRIZE близится к завершению. Его устроители из фонда X PRIZE в партнёрстве со специалистами издания Consumer Reports провели команды через настоящее горнило испытаний.
Конкурс состоял из нескольких этапов, в ходе которых проверялось многое. В частности, соответствие машин требованиям безопасности, умение автомобилей эффективно разгоняться и быстро тормозить, совершать резкие аварийные манёвры на трассе и так далее.

Судьи учитывали и экономические показатели проектов. По замыслу фонда, все машины-конкурсанты должны быть подготовлены к промышленному производству с более-менее вменяемой себестоимостью: единичные «золотые» самоделки без шанса на серийный выпуск изначально оставались за бортом.
На каждом уровне битвы число претендентов на призовые миллионы резко сокращалось. Напомним, что начиналось всё со 111 команд и их 136 машин, заявленных на старт более года назад. Но до финального этапа, который прошёл в эти дни на овале Michigan International Speedway, добралось лишь 12 команд с 15 автомобилями, а удачно выступили в нём только девять «повозок» от семи компаний.

Разумеется, расход горючего или электричества в разных режимах движения, уровень выхлопа CO2, максимальный пробег без пополнения бака или батареи — были главными показателями. Именно с проверки последнего параметра начался финал, разбитый на несколько дней соревнований с разными задачами.
Соискатели приза из основного класса Mainstream (4 колеса и не менее четырёх пассажиров) должны были проехать без заправки/зарядки не менее 320 километров, а из класса Alternative (двух- или трёхместные аппараты с 2-4 колёсами) — не менее 160 км. Кстати, «Альтернатива» в свою очередь была поделена на два субкласса — с тандемным (в затылок) и параллельным (бок о бок) расположением сидений.
После всех сражений в «Мэйнстриме» осталось «в живых» только две машины, и обе — Very Light Car от американской команды Edison2. Тут нужно уточнить, что изначально от этой команды в состязании участвовали сразу четыре почти одинаковые внешне и по начинке конструкции. Однако пара «очень лёгких каров» в двухместном исполнении отсеялась, а четырёхместная модификация с тем же именем, тоже представленная двумя аппаратами, фактически победила в конкурсе, хотя формально это ещё не объявлено.

Интересно, что Very Light Car — единственная модель с ДВС (в данном случае потребляющая спиртовую смесь E85), которая увидела на горизонте манящий финишный створ. Все остальные аппараты, сумевшие пройти через тернии Automotive X PRIZE, — это электромобили. Ни гибриды, ни дизели, ни авто на экзотических видах горючего до финишной прямой не добрались.
Команда Edison2 фактически осталась единственным претендентом на $5 миллионов, положенных за победу в основном классе. Но и конкурс «Альтернатива» с тандемным расположением сидений (тут «светят» призовые $2,5 миллиона) тоже оказался полностью оккупирован парой близнецов. Это две «капли» E-Tracer, выставленные швейцарской командой X-Tracer.

Данные двухколёсники представляют собой электрическую версию серийного бензинового кабинного мотоцикла Monotracer, выпускаемого компанией Peraves, которая собственно и создала для участия в X PRIZE свою команду.
(Любопытно, что Monotracer в электрическом облике обратился в ещё один диковинный аппарат по имени Zerotracer, на котором швейцарцы намерены обогнуть мир.)

В «Альтернативе» же с парой сидений, установленных бок о бок (такие конструкции сражаются за оставшиеся $2,5 миллиона), счастливыми финалистами стали пять машин.
Это Aptera 2e от Aptera, Wave II от Li-ion Motors, Alias от компании ZAP (все — из США), а также RaceAbout от RaceAbout Association (Финляндия) и TW4XP от одноимённой команды из Германии.

Так как судьи должны были сравнивать аппараты с разными типами силовых установок, работающие на разном топливе, а также — просто от аккумуляторов, любой расход горючего или электричества переводился в эквивалентные мили на галлоне бензина (MPGe), «завоёванные» в комбинации городского и загородного циклов.
Ниже мы приводим показатели расхода, достигнутые в финале (в MPGe и литрах на 100 км). В случае участия в заездах двух экземпляров одной и той же модели приводится лучшее достижение.
- Very Light Car — 100,3 (около 2,35);
- E-Tracer — 197,1 (1,19);
- Aptera 2e — 164,3 (1,43)
- Wave II — 171,4 (1,37);
- RaceAbout — 142,9 (1,65);
- Alias — 121,8 (1,93);
- TW4XP — 145,6 (1,62).

А вот электрический трёхколёсник TW4XP любопытен тем, что вместо привычного руля у него джойстики по бокам сиденья водителя. В конструкцию этого аппарата (пока лишь теоретически) создатели заложили добавку в виде велосипедных педалей – для расширения дальности пробега (фото David Freers/X PRIZE Foundation).
Чтобы уточнить расстановку сил, в рамках финала состоялась дополнительная проверка расхода топлива (энергии), но в том заезде нужно было одновременно экономить и ехать по возможности быстро. То есть претенденты должны были обойти соперников по сочетанию «рачительности» и скорости. Тут ещё не все данные опубликованы.
Впрочем, и сам нынешний этап, именуемый «Финалом», вопреки названию — не последний в календаре Progressive Automotive X PRIZE: оставшийся называется «Проверочным». В августе нынешнего года финалисты конкурса будут отправлены в национальную лабораторию Аргонн (Argonne National Laboratory), где пройдут ряд тестов на динамометрических стендах.
Только комбинация результатов от всех предыдущих стадий соревнования, прошедших «на открытом воздухе», и показателей стендовой проверки поможет хозяевам состязания вынести окончательный вердикт и официально объявить победителей в классах. Церемония награждения призёров состоится 16 сентября 2010 года в Вашингтоне.