Рекордсмен пережил сутки движения в коконе

Фантастический аппарат. Даже если учесть, что его авторы на этом рекламном кадре стёрли подставочку «Фотошопом» (иллюстрация с сайта adventuresofgreg.com).

"Увы, большинство людей не понимает, что труднее всего завершить поездку со средним числом выданной мощности в 110 ватт после ВСЕХ этих 24 часов!". Как далеко человек может проехать за сутки, используя исключительно силу своих ног? Готовы удивиться? Дело не только в дистанции. 24 часа изматывающей гонки – лишь яркий финал двухлетней работы над машиной. И над человеком.

Первое предложение – это слова отчаянного канадца, который однажды бросил свой небольшой бизнес и с головой погрузился в экзотическую задачу: установление мирового рекорда дальности велосипедной поездки за одни сутки.

Сразу скажем, он это сделал. Грег Колодейчик (Greg Kolodziejzyk), искатель приключений, энтузиаст, изобретатель и спортсмен, вышедший «в отставку» бизнесмен из Калгари, установил мировой рекорд в дистанции, пройденной на велосипеде за 24 часа — 1047,7 километра (чуть более 650 миль).

Ряд тестов и, наконец, рекордный заезд в Эврике увенчали два года, прошедшие от замысла до воплощения идеи (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Заезд состоялся 20 июля в калифорнийском городе Эврика (Eureka) на треке Redwood Acres Motor Speedway.

Рекорд этот ещё должна официально обнародовать международная ассоциация транспортных средств на мускульной тяге (International Human Powered Vehicle Association — IHPVA), представители которой присутствовали во время заезда, и также участвовали в развитии этого необычного проекта, занявшего два года напряжённой работы.

Настоящий спортивный снаряд всегда выглядит эффектно (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Чтобы расправиться с рекордами, добавим, что предыдущий показатель – 1021,36 километра за сутки — был установлен в 1995 году Акселем Филау (Axel Fehlau) в Кёльне на велосипеде M5 Carbone, на закрытом 200-метровом велотреке. Кроме дистанции, пройденной за сутки, Грег побил ещё один рекорд того же Филау: 1 тысячу километров Колодейчик преодолел через 23 часа и 24 минуты после старта, состоявшегося в 9:30 утра в среду.

Через сутки почти непрерывного движения (не считая ряда коротких остановок для душа, пополнения запасов еды и воды) Грег, стиснув зубы, всё ещё крутил педали.

На последних километрах вся команда, а также семья гонщика, высыпала на трек с бутылками шампанского наперевес, а чиновники IHPVA вслух выкрикивали данные по дистанции и текущей скорости на последних кругах. Затем все хором прокричали: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1», и измученный Грег «пошёл на посадку», выпустив шасси.

Система выпуска «шасси» – третьего колёсика для парковки (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Откуда шасси? Очень просто. Велосипед под названием «Критическая мощность» (Critical Power) — это, как видите, закрытая со всех сторон «капля» из углеродного композита на каркасе, сделанном опять-таки из углепластика с алюминиевыми элементами крепления.

Но это, тем не менее, двухколёсный велосипед, а не веломобиль. Потому на малой скорости, то есть — при старте и перед остановкой — Грег, через систему тросиков, открывает лючок в днище своего аппарата и выпускает рычажок с маленьким колёсиком.

Это не разрез для публики. Основа этого велосипеда, хорошо видный тут чёрный углепластиковый сандвич, стоящий вертикально и точно по продольной оси аппарата. В сандвиче сделаны вырезы под колёса и кабину пилота, на нём же, справа и слева, крепится вся механика. Сверху голову велосипедиста накрывают прозрачным колпаком, а справа и слева от каркаса ставят две части кузова – выклеенные в виде цельных деталей, словно половинки ракушки (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Спроектирован и построен Critical Power самим Грегом и командой его единомышленников.

Они применяли даже компьютерное моделирование, чтобы создать велосипед с великолепной аэродинамикой, низким весом и низким сопротивлением качению колёс, которые, к слову, также сделаны из углеродного композита.

Здесь хорошо видна линия, по которой разделяются правая и левая половинки обтекателя (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Внутри этого аппарата гонщик находился почти в лежащем состоянии. Он приводит в движение переднее колесо через систему из ряда звёздочек и двух цепей. На втулке колеса – кассета из нескольких звёздочек для переключения передач.

Интересно, что «приборная панель» этого велосипеда весьма нагружена – здесь и связь, причём двойная – радиостанция и обычный сотовый телефон, здесь также есть система для принятия воды и питательного раствора, а ещё – плеер iPod. А что? Наверное, 24 часа за рулём на замкнутом треке — это страшно скучно.

Привод переднего колеса. Оно же – управляемое, поворачивается на небольшой угол. Справа: комплект «пилотажных» приборов (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Но главный прибор, укреплённый перед Грегом -это «Измеритель мощности», развиваемой гонщиком (датчик встроен в велосипедный привод).

По этому прибору Колодейчик старался равномерно распределять свои силы по дистанции и, главное, проверял – получится ли у него преодолеть рекордную планку. Плюс на этом же экране пилоту показывались скорость, пройденное расстояние и его пульс.

Заготовка для будущего кузова велосипеда (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Дело в том, что компьютерное моделирование показало: рекорд 1995 года падёт, только если по истечении суток средняя мощность, затраченная Грегом, составит 100-110 ватт.

Грег и его вторая половинка Элен (фото с сайта adventuresofgreg.com).

С учётом коротких остановок (а никто не знал точно, сколько на них в сумме уйдёт времени) и моментов на трассе, когда он расслаблял бы мышцы и просто скользил вперёд по инерции, получалось, что в моменты нагрузки Грег должен был выдавать 140 ватт или даже чуть больше.

С чем это сравнить? Тренированный человек может развивать 160-200 ватт в течение некоего приличного времени, но целые сутки держать даже уровень 140 ватт – крайне тяжело. Неудивительно, что пока стремительный велосипед обретал свои очертания, Грег постоянно и усиленно тренировался. Так что к рекордному заезду готовили не только технику.

Авторы проекта пишут, что средний человек может, при езде на обычном велосипеде, поддерживать 24 часа среднюю мощность в 50 ватт.

Понятно, почему обычный велосипед для такого рекорда не годился.

Ещё Грег сотоварищи говорят, что на обычном велосипеде было бы проблематичным поддерживать продолжительную скорость хотя бы в 20 километров в час. На суточной-то дистанции.

На прошлогодней попытке установления рекорда, в Алабаме, Critical Power был ещё углепластиково-чёрным, потом его покрасили (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Кстати, создатели Critical Power (говорящее название, всё-таки) пишут, что при мощности, выдаваемой велосипедистом, в 200 ватт (это ещё, конечно, не предел для человека, но всё же — приличное напряжение) на обычном горном велосипеде можно развить, ориентировочно, 29 километров в час, на более-менее шоссейном агрегате – 37, а на Critical Power – 67 километров в час.

Вообще же, велосипед Грега, по идее, позволяет ему кратковременно развивать 100 километров в час (пожалуй, это самый быстрый велосипед на планете, пусть и неофициально), а крейсерская скорость для данного рекордного заезда поддерживалась в районе 50 километров в час.

К счастью, дождь, прошедший во время тестовых заездов, не стал мешать Грегу во время установления рекорда (фото с сайта adventuresofgreg.com).

Добавим, что 25 ноября 2005-го Грег уже пытался поставить рекорд, на трассе в Алабаме, но из-за механических проблем, ухудшившейся погоды и проблем с самочувствием сошёл после 20 часов и 23 минут гонки.

На этот же раз ни техника, ни здоровье, ни небесная канцелярия не подвели. Пусть во время коротких остановок он вынужден был разминаться, чтобы разогнать кровь в ногах, которые начинали просто неметь и болеть.

После того, как Грега извлекли из углепластикового кокона, он заявил, что не знает пока, какими рекордами займётся в будущем: «Может быть, это будут какие-то более короткие дистанции. 24 часа несколько длинноваты».



Tesla под током возит хозяина практичной роскоши

20 июля 2006

Ford первой начала серийное производство водородных моторов

19 июля 2006

Внедорожник без водителя впервые взобрался на знаменитый Пайкс-Пик

13 июля 2006

Автомобиль Smart перевели на питание электричеством

13 июля 2006

Голландские велосипедисты создают навигационную систему

13 июля 2006